9,859 Общее количество просмотров,  3 Просмотров сегодня

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

 

    

История в лицах : общественно-политические деятели земли  Хангаласской / Сост. К.Г. Скрябина – Покровск, 2011. -112 с.

 

 

 

          

     

Сказание о земле Хангаласской / Администрация Хангаласского улуса, Упр. Культуры и духов.развития, Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г.Ксенофонтова ; сост. П.Н.Харитонов- Ойуку – Якутск : Якуткрай, 2011. – 64 с.

           В альбом входят портреты видных деятелей от прародителя народа саха Эллэя до современных лидеров якутского народа, вышедших из Хангаласского улуса

 

 
 ОМОГОЙ БААЙ И ЭЛЛЭЙ БООТУР
 
            Предания о предках якутского народа по мнению ученого-фольклориста Г.У. Эргиса сходны по сюжету и характеру героев. Сюжет большинства этих преданий в основном сходится к следующему. Где-то на юге Сибири жил некий человек по имени Омогой племени Боотулу. По одним вариантам, из-за вражды с соседними племенами или возникших там опустошительных войн, по другим — из-за многолетней засухи, он с людьми и со скотом переселился на Среднюю Лену. Здесь стал родоначальником народа саха. Через некоторое время прибыл с юга Эллэй и поступил к нему в работники. Эллэй внес некоторые усовершенствования в хозяйство и быт Омогоя. Женился на одной из дочерей и оставил после себя большое потомство.
            Амстердамский бургомистр, географ и этнограф Н. Витсен в 1664 г. около четырех месяцев находился в Москве в свите голландского посланника Я. Бореля, где собрал богатую коллекцию разнообразного материала о Сибири и ее отдаленных окраинах, а также иностранных авторов того времени, пишет о происхождении, расселении, хозяйстве и обычаях якутов. По мнению Витсена, якуты южного происхождения, прародина их находилась где-то на западе, затем они переселились в Прибайкалье, а оттуда буряты вынудили их переселиться на Среднюю Лену. Последнее переселение якутов, полагал Витсен, произошло в 13-14 вв.
            В варианте, записанном в 1741 г., Я. Линденау, повествуется о том, что оба прародителя якутов жили и умерли в Прибайкалье. Потомки их, ослабленные борьбой с киргизами и монголами, при внуке Элляя Баджее переселились на Лену.
            Сказания о третьем легендарном прародителе Улуу Хоро противоречивы. По одним преданиям, он прибыл вместе с Омогоем, по другим — самостоятельно, несколько позднее, с юга из страны Хоро или с востока. Всего зафиксировано 35 вариантов преданий. Встречаются также предания, рассказывающие о том, что еще до переселения Омогоя и Элляя там жили скотоводческие племена ураангхай и кыргызы. Эти предания не получили широкого распространения. Кроме того, в нескольких вариантах записаны предания о встрече Элляя с тунгусами (эвенками) на Лене.
            Предполагают, что предки якутов, в седой древности, произошли от двух народностей, прибывших из юга Сибири. В старину сказывали предание : «У якутов одна ветвь – монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле Ураангхай». Это обосновывали так : на южной стороне знаменитого озера Байкал есть родина монгольского племени. При господстве тогда Чынгыс Хана вспыхнула битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взяв свои богатства двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал. Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. У него был сын по имени Эллэй.
После смерти царя монгольских племен Чынгыс Хана правил его сын Хаан Тойон. Вспыхивали великие битвы. Житель земли монголов по имени Омогой, монгол по крови, с семьей, скотом убежал на север. Он добрался с верховьев до устья реки Чара, где она впадает в Лену, обосновался там и разбогател.
Однажды царь Хаан Тойон вызвал к себе Элляя, когда тот жил еще со своим отцом Татааром Таймом, и сказал : «Ты, Эллэй, сын Татаара Таймы, удалой человек, там, где вы живете, на дне озера Байкала видна тень человека, напоминающая красивую женщину, Ты, удалой человек, своей хитростью достань ее для меня».
Эллэй вернулся домой и рассказал отцу. Он выслушав его сказал : «Царь Хаан Тойон дал задание для того, чтобы ты погиб и исчез. Это значит, что нам дальше не жить благополучно в этом краю, надо нам уйти». Дальше он рассказал о том, что он когда был молод скитался по углам севера Восточной Сибири и тогда мимоходом заехал в верховье одной благодатной реки. Там вкус земли был удивительно приятным и край был благодатным и люди, скрываясь от междоусобиц, убегали туда и больше не возвращались. Среди них был человек, которого звали Омогоем. Он также как и они убежал и обосновался на реке Лене. Отец сказал, чтоб Эллэй поехал туда. Согласившись с доводами отца, Эллэй покинул земли Ураангхай, где они жили и бежал на север. Отец велел сыну плыть до тех пор, пока не найдет место, где живут люди, пока не найдет Омогоя. Велел жениться на одной из его дочерей. По дороге схоронив отца, Эллэй все сделал так, как завещал он.
Заметив пришельца, Омогой собрал всех своих мужчин. Выслушав историю жизни Элляя и посоветовашись со своими, нанял его работником. В течение трех лет он был его слугой. Эллэй был не только хорошим работником, но и охотником. Омогой радовался его сноровке и дал ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур».
Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омогоя, в местности Ус Хатынг поставил берестяную большую урасу, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал : «Пусть это называется «могол ураса». Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.
Сыппай стала хорошей хозяйкой. Устроили тюсюлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омогой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Эллэем.
 От шести сыновей Элляя произовшли пять якутских улусов. Вот их имена : Намылга Силик-Благословитель. У него не было детей ; Хатан Хатамаллай – от него родился Хайыр Хангалас, ставший родоначальником Хангаласского улуса ; Хаарах Нал – от него родился Таатта, ставший родоначальником Ботурусского улуса ; Мэнгнээх Бэкичэл – от него родился Мэнгэ Уол, от которого пошел Мегинский улус ; Дьуон Дьаангы – от него родились Борогон и Охой, которые стали родоначальниками Борогонского и Дюпсинского улусов ; Лангха Силик – от него происходит Намский улус.
Так, все сыновья Элляя стали родоначальниками улусов. Сын Омогой Баайа — Аан Тайбыыр, а от его сына Баягантая Дархана происходят люди Баягантайского улуса.
           
Васильев, Юрий Иванович — Дьаргыстай?]. Эр соєотох Эллэй Боотур : [ДьиЅнээх олоро сылдьыбыт ки»и, истор. личность] // Сахаада. — 1991. — Бэс ыйын 5 к.;
Илин. — 1997. — N 1. — С. 12-14.
Васильев, В. Омоєой кыы»а — саха бастакы айыыта; Айыы»ыт атаарыы // Илин. — 1997. — N 1. — С. 15-17.
            Дабыл. Дьура Хаан : [Эллэй Боотур т©рд©] // Саха сирэ.- 1997. — Бэс ыйын 21 к. — С. 3.
            Дабыл Эллэй Боотур : [ту»унан номох] / А. Павлов — Дабыл. — Легенда об Эллэй Боотуре // ¬рдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 46-47.
            Титова, Ньургустаана. Эллэй Боотур удьуордарабыт, Омоєой Баай cыдьааннарабыт, Тыгын Дархан сиэннэрэбит : [ХаЅалас улуу»ун Н№мјгјтјн ту»унан] / Ньургустаана Титова. — О Немюгинском наслеге Хангаласского улуса // ¬рдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 98-101.
                                           *     *     *
Омогой Баай и Эллэй Боотур – Пестерев, В. История Якутии в лицах – Якутск , 2001. – С. 7 – 11.                                  
Пестерев, В. Омогой Баай и Эллэй Боотур : [О предках якутского народа] // Моя республика. — 2002. — 27 июня. — С.24.
            Омоєой Баай уонна Эллэй Боотур : [номох]. — Предание об Омогой Бае и Эллэй Боотуре // Хатан.- 2008. — N 2. — C. 32-33.
            Руфов, И. «Давайте объявим Год Эллэя и Дыгына» : [из истории якутского народа о первопредках] / И. Руфов // Хангалас. — 2008. — 16 декабря. — С. 3.
 
 
ТЫГЫН (ДЫГЫН) ДАРХАН
Глава патриархально-родового союза народа Саха конца XVI и начала первой половины XVII века. Родоначальник Хангаласского улуса.
 
Тыгын жил во второй половине XVI и в первой четверти XVII веков. Он имел три жилища: у ручья Куллаты, Табагинского озера Сайсары. Он прошел специальное воинское обучение (кыргыс уорэ5э). Будучи молодым, Тыгын подчинил себе врагов отца, стал властелином долин – Эркээни, Туймаады, Самартай.
В долине Туймаада, в северной части озера Сайсары, Тыгын устраивал религиозные праздники – ысыахи с приглашением тойонов и великих шаманов других племен, знаменитых силачей, олонхосутов, тойуксутов и других известных людей. Тыгын встречал своих гостей на холме Сайсары, где обычно проходили тренировки его сыновей и родственников к боевым походам. Воины Тыгына ходили походами в сторону Энсиэли, Кобяя, Вилюя, Борогонцев, Баянтая, Олекмы. В некоторых из них принимали участие Тыгын и его сыновья.
Во многих преданиях подчеркивается наличие у Тыгына постоянного войска из 200 боотуров. На местности Хоруол тумус, где стоит современный г.Покровск, кангаласский тойон Тыгын-дархан ставил военизированный пост для наблюдения за движением на реке Лена. Также предания гласят, что Тыгын имел своих людей-осведомителей на реке Вилюй, которые давали сведения о тех родах, которые убежали от него. Очевидно, миграция хангаласцев на Вилюй началась еще до прихода русских казаков. Г.В. Ксенофонтов в своей книге «Эллэйада» и Сэсэн Боло –Д. И. Дячковский собрали много легенд народа саха, в которых Тыгына нередко называют якутским царем.
Легенды гласят, что он был человек жестокий, коварный, во всем хотел быть первым. По приказу Тыгына были убиты его старшие сыновья Таас Уллунгах и Муос Уол. Одна из его дочерей Тыасааны была удаганкой, она предсказала прибытие белых людей и ожесточенные схватки с ним.
Своих дочерей Тыгын выдавал замуж за известных или богатых людей враждебных ему племен. Так, самую красивую дочь он выдал замуж за бедняка Бэрт Хара из Борогонцев, который славился в народе как знаменитый силач и борец. Младшую дочь выдал замуж за сына своего врага, боотурского тойона, что позволило ему помирится с сильным враждебным племенам.
О Тыгыне как исторической личности сохранились материалы в архивных документах XVII века. О нем писали Я. И. Линденау, один из первых исследователей истории якутов, академик С. А. Токарев, академик А. П. Окладников, ученый-фольклорист Г. У. Эргис и многие другие ученые.
Предания сохранили рассказы очевидцев о первой встрече Тыгына с русскими людьми. Они понравились ему как хорошие работники. Через год они уплыли тайком вверх по Лене. Это были, видимо, люди из Мангазейского отряда Пянды (1628 г.)
По историческим преданиям и архивным документам, кангаласский тойон Тыгын-дархан в начале в XVII века, опираясь на силы кангаласских племен и воинов-боотуров, приглашенных из других мест, подчиняя себе многие племена и роды саха, хотел объединил их в единый “ИЛ”. Так он пытался создать единое государство народа саха, но, как утверждают историки и показывают факты, не достиг своей великой цели.
Имеются исторические данные о том, что Тыгын сопротивление отряду атамана Иосифа Галкина, отказавшись платить ясак (1631-1632 гг.) И. Галкин пишет царю в своей челобитой: “Да, тех же, государь якольских людей князец Тыгына и князец Бойдон живут на Лене и с ними, холопами твоими, дрались по все дни и твоими и твоего государства ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели из своей земли выпустить. А нас, государь, будет ходить из Енисейского острогу по многу служилых людей и тех немирных князей усмирить мочно…”(Токарев С. А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. – Якутск, 1945 г. – стр 137-138).
Я. И. Линденау пишет, что Тыгын умер в 1632 г. Сотник Петр Бекетов в конце 1632 г. взял ясак только у сыновей Тыгына. Имена сыновей Тыгына, вошедшие в письменные источники, таковы: Откурай, Бозеко, Чаллайы, Тюсюк, Чабда, Чомпу, Курагас, Етеня.
Современные исследователи утверждают, что Г. В. Ксенофонтов в московских архивах в 30-ые годы нашел документ-согласие Тыгына платить ясак и стать вассалом московского царя. Тыгын не сумел объединить якутские племена. Межродовые распри продолжались до конца XVII века.

 

         Борисов, А. А. Ысыах Тыгына : монография  — Иркутск  :  Изд-во «Оттиск», — 2018. –  200 с.

Вышла в свет книга-монография доктора исторических наук Андриана Васильевича  Борисова “Ысыах Тыгына”, в которой рассказывается о Тыгыне (конец ХVI в. -1631), легендарном родоначальнике хангаласских якутов, правителе якутского народа. Эта книга о нем и его легендарных деяниях. Та суровая пора выдвинула могучих дарханов и отважных боотуров. Их подвиги воспевали сказители в многочисленных преданиях и легендах.

                 
                             
            Никифоров, В. Дыгын кэмэ: Саха сирин историятыттан / В. Никифоров // Эдэр коммунист. – 1990. – Муус устар 11 к.
            Тихонов, В. Тыгын аатын уйэтитиэххэ / В. Тихонов // Сахаада. – 1991. – Ыам ыйын 15 к.
            Барашков, И. Тыгын аатын тилиннэриэххэ / И. Барашков // Ньурба. – 1991. – Бала5ан ыйын 10 к. ; Ленин суола.(Нам) – 1991. – От ыйын 11 к.
            Ермолаев, В. Дыгын туьунан / В . Ермолаев // Сана олох ( Чурапча) . – 1991. – Сэтинньи 19 к.
            Тыгын тойон оло5о : уьуйээн / С. Боло // Чолбон. – 1992. — № 3. – С. 169 – 175с.
            Васильев, В. Тыгын уолаттара – саха национальнай геройдара / В. Васильев // Сахаада. – 1992. – Олунньу 26 к.
            Яковлев, Е. Дыгын Дархан туьунан / Е. Яковлев // Элуэнэ очуостара. – 1992. – От ыйын 21 к.
            Попов, Г.В. «Тыгын Дархан» уонна история чахчыта / Г. Попов // Чолбон. — 1993. — № 7. —
            Пахомов, А.К. Тыгын / А. Пахомов // Юность Севера . – 1993. – 15 декабря.
            Захаров, Ф. Дыгын дуу, Тыгын дуу ? / Ф. Захаров // Саха сирэ. – 1994. – Кулун тутар 16 к. – С.3.
            Платонов, Е. Тыгын Дархан аатын уйэтитэххэ / Е. Платонов // Олуэнэ очуостара . – 1994. – Бэс ыйын 18 к. – С. 3.
            Петров, Н. Тойон ууьун антропонимнарыттан холобурдар // Элуэнэ очуостара. – 1994. – От ыйын 28 к.
            Тихонов, Д. Тыгын ааты уйэтитиэххэ / Д. Тихонов // Элуэнэ эчуостара. – 1994. – Алтынньы 25 к.
            Сафронов, Ф. Тыгын туьунан / Ф. Сафронов // Сахаада. – 1995. – Алтынньы 5 к. – С. 12.
            Воронкин, М., Попов, Г. Тыгын дуу, Дыгын дуу? / М. Воронкин // Сахаада. – 1997. – Олунньу 6 к.
            Яковлев, Е. Тыгын дуу, Дыгын дуу ? / Е. Яковлев // Элуэнэ очуостара. – 1997. – От ыйын 17 к. – С. 2.
            Сивцев, И. Дыгын туьунан / И, Сивцев // Элуэнэ очуостара. – 1997. – Атырдьах ыйын. 26 к. – 4 с.
            Соловьев, Н. Сахалар кинээстэрэ, кулубалара, суруксуттара / Н. Соловьев // Олуэнэ очуостара. – 1997. – Бала5ан ыйын 9 к. – С. 3.
            Харитонов, П. Н. Тыгын аатын уйэтитиэххэ / П. Харитонов // Элуэнэ очуостара. – 1999 – Кулун тутар 4 к.
            Гаврильев, И. Тыгын тойон туьунан… / И. Гаврильев // Ил Тумэн. – 2001. – Бэс ыйын 6 к.
            Окладников, А.П. Тыгын Дархан туьунан / А. Окладников // Орто дойду . – 2004 . – Сэтинньи 4 к. – С. 5-6.
            Николаева, К. Тыгын Дархан уонна кинини утарар куустэр / К. Николаев // Чолбон. – 2008. — № 4. – С. 77 – 82.
            Тыгын баай, Кэлуйэ баай, Туока батыр // Кыым. – 2008. – Алтынньы 16 к., — С. 40-41.
            Ноговицын, П. Ханалас уонна Тыгын / П. Ноговицын // Ханалас. — 2015. — Кулун тутар  27 к. — С3.
                                                      *     *      *
            Борисов, А.А. 
            Пахомов, А.К. Тыгын / А. Пахомов // Юность Севера. – 19993. – 15 дек.
            Адамова, Ф. Дыгын – легенда народа Саха / Ф. Адамова // Ленские маяки. – 1999. – 10 марта.
            Сомо5отто. В начале был Тыгын // Молодежь Якутии. – 1993. – 1 Апр.- С. 7
            Тыгын и его зять Батас Менююкээн: легенда // Юность Севера. – 1995. – 1 апр. – С.3.
            Павлов, А. Самый известный из кангаласцев // Республика Саха. – 1996. – 11 сентября. – С. 3.
            Парфенова, О. Конь и харизма Тыгына в преданиях якутов // Илин. – 1999. — № 1-2. – С. 26-29.
            Владимиров, В. Наследие Тыгына / В. Владимиров // Вся Республика. – 2000. – 24 ноября.
            Тыгын – Энциклопедия Якутии. – Т.1 – М., 2000. – С.401-402.
Тыгын (Дыгын) Дархан – Пестерев, В. История Якутии в лицах – Якутск , 2001. – С. 11 – 16.
            Тыгын-дархан // Хангаласский улус — С-П., 2005. — С. 14-16.
             Андросов, Г. Тыгын : ыйыллары тардыллыбыт мэккуэр / Г. Андросов // Саха сирэ. — 2015. — кулун тутар 19 к. — С.34.
                             Тыгын мэнэ эйдэбунньугун хайдах оноруу уонна ханна туруоруу туьунан тэгурук остуолга ырыттылар.
             Марков, В. О тыгыне Дархане будет снят фильм / В. Мавков // Хангалас. — 2015. — 27 марта. — С. 2.
             Федорова, Р. Тыгын туьунан уьуйээннэр уонна историческай чахчылар  / Р. Федорова  // Ханалас. — 2016. — Алтынньы 25 к.
 
БОЗЕКОВ МАЗАРЫ
             (1662-1703 гг.)
Внук Тыгына, первый князец из народа Саха. Организатор первой депутации к царскому правительству. Первый голова Хангаласского улуса.
 
Сын казненного Бозеко Тынина Мазары Бозеков был внуком знаменитого Тыгына.
Мазары жил в Кангаласском улусе в местности Куудук в долине Эркээни. Унаследовав власть родоначальника, он исправно платил ясак, оказывал всяческое содействие казакам при сборе ясака и числился у воеводы на хорошем счету.
Известен тем, что в 1676 г. добился разрешения на поездку в Москву. В поездке с Бозековым был намский князец, внук Мымаха некто никин и мегинский тойон Трек Орсюкаев. Это были первые якутские тойоны, решившиеся на такой дальний и трудный путь, сопряженный с большими расходами. В то время еще не существовало устроенного тракта и почтовых станций. Вероятно, вояжеры в дорогу пустились вместе с казаками, которые везли в Москву собранный ясак. В то время в Якутске воеводой сидел А.А. Барнешеев (1675-1678), а до него князь Я.П. Волконский (1671-1675). Они, как и другие воеводы, были полновластными и бесконтрольными вершителяит судеб вверенного им края – «земли украинной», далекой от «государевых очей». Были первыми казнокрадами, взяточниками, вымогателями. Барнешеев, как жаловались, якутам «чинил налоги и тесноты великие, имал насильством у них и соболи и кони добрые и дочерей их девок и от живых мужей жен имал к себе в холопство».
Князцы в начале января 1677 г. прибыли в Москву, на имя царя подали обширную челобитную с жалобой на притеснения воевод, ясачных сборщиков и с политическими требованиями. Они просили о передаче судебных дел в улусах из рук ясачных сборщиков (за исключением особо важных дел) в руки князцов, а также передаче им сбора ясака с отстранением казаков, чтоб «разоренья не было». Царское правительство частично удовлетворило эту просьбу, в феврале того же года издав указ о привлечении местных князцов к участию в русской судебно – административной деятельности : ясачным сборщикам предписывалось «иноземцев» судить «не в больших истцовых делах» вместе с якутскими князцами и «лучшими людьми».
В 1679 г. Бозеков второй раз поехал в Москву, его спутниками стали борогонский князец Чука Копчиков, мегинский князец Чугун Бодов. В январе 1680 г. они были на приеме у царя Федора Алексеевича, подарили ему 2 тысячи соболиных шкурок и одну соболиную шубу. Теперь якутские князцы во главе с Бозековым требовали и просили : 1. Положить конец произволу, чинимому сборщиками ясака или разрешить самим организовать это дело. 2. В челобитной ставился вопрос о возможности участия князцев в решении некоторых споров внутри своих областей.
Сам Бозеков обратился с челобитной к царю с просьбой предоставить ему право обозначить в документах свое звание как «князец». Просьба его была удовлетворена. Царь пожаловал его грамотой и присвоил ему звание князца, эти самым сравнил его с дворянами. За время второго пребывания Мозары добился значительных привилегий для себя и для тойонов, и его упорство русское правительство расценило как проявление верности в службе. Фактически он добился узаконенного сговора между якутскими тойонами и царской администрацией. После его челобитной к царю по распоряжению царского правительства был установлен порядок, ограничивающий некоторые функции сборщиков ясака и наказывающий их. Мазары Бозеков стал самым уважаемым из якутских тойонов, с ним считались и его побаивался сам воевода со своим окружением.
Бозеков имел сыновей : Кюнняк, Хаара Бытык, Борток, Тюсюнек, Акон, Кученек.
Мазары Бозеков скончался в 1703 г., когда ему было 75 лет. Похоронен в долине Эркээни на высокой террасе Тюекей, которая сейчас называется Истях. В 17-18 вв. это место являлось родовой усыпальницей родственников и потомков Тыгына.
                                       
 
           
 
Маьары Баьыакап // Элуэнэ очуостара. – 1994. – Бала5ан ыйын 29 к.
            Соловьев, Н. Сахалар кинээстэрэ, кулубалара, суруксуттара / Н. Соловьев // Олуэнэ очуостара. – 1997. – Бала5ан ыйын 9 к. – С. 3.
                                                *    *    *
Бозеков Мазары – Энциклопедия Якутии – Т. 1. – М. , 2000. – С.301-302
Князец Мазары Бозеков – Пестерев, В. История Якутии в лицах – Якутск , 2001. – С. 33 – 36.
            Идеи кангаласскоого князца Мозары Бозекова // Хангаласский улус – С.-П., 2005. – С. 27 – 30.
Борисов А. А., Мазары Бозеков //Якуты: легендарные и исторические личности.- 2005.-С. 32-35.
Иванов А., Тойоны, жившие ради интересов народа. [о якутских тойонах Мазары Бозекове, Софроне Сыранове, Сэсэне Аржакове] //Молодежь Якутии. — 2006.-9 июня-С. 8;
            Борисов, А. А. Мазары Бозеков и Софрон Сыранов – первые якутские депутаты / А.Борисов // — Якутск, 2007. — С. 248 – 256.
 
 
 

СЫРАНОВ СОФРОН

    (1719-1805 гг.)

        Первый выборный голова улуса и области, депутат Екатерининской счетной Палаты.

 

          Софрон Сыранов – праправнук легендарного Тыгына, влиятельнейший тойон 18 в., князец Кангаласского улуса.
            Родился в 1719 году в 1-м Малтанском наслеге Кангаласского улуса. Отца его звали Могой-Сыран, деда Кюннях, а прадедом был Мазары Бозеков. После крещения в начале 1970 г. в г. Иркутске, он именуется Василием Венемьяновичем Сырановым.
            С. Сыранову пришлось жить в очень сложное для его родного народа время.
             В 1767 г. представители якутских улусов в Якутске Софрона Сыранова избрали депутатом в Екатерининскую комиссию по составлению Нового уложения. В начале 1768 г. с двумя толмачами выехал в Москву, где заседала комиссия. Потратив на дорогу почти полгода, в Москву прибыл в июле. В октябре того же года оформлен депутатом, приведен к присяге.
             О работе Сыранова в комиссии и пребывании его в Петербурге подробных сведений нет. Был на приеме у Екатерины II. Добился ликвидации отяготительного для якутов порядка сбора ясака русскими служилыми людьми и передачи его самим якутским князцам ; передачи всех дел, за исключением «криминальных» и дел «о смертном убийстве», на рассмотрение суда самих князцов (указ Сената от 26 апреля 1769 г.).
            По возвращении Сыранов через Иркутского вице-губернатора Цедельмана домогался своего назначения якутским областным головой со специальным учреждением этой новой должности, но получил в этом отказ.
            Личность Софрона Сыранова была в центре всех важнейших событий якутской истории второй половины 18 в. Он сыграл выдающуюся роль в становлении якутского самоуправления. Официальное признание получили улусные головы.
Софрон Сыранов прожил долгую жизнь. Как сообщают источники в начале 19 в. он был еще жив. Он имел много сыновей, дочерей, внуков и правнуков. От них и произошел род Депутата – население 1-го Малтанского наслега. Он был похоронен на левом берегу речки Кэнкэмэ, на северной террасе озера Миппидий, на территории того же Малтанского наслега.Борисов, А.А. Якутский депутат и российская императрица / А. Борисов  — Иркутск : изд-во «Оттиск», 2020. – 192 с.

необычной судьбе и яркой общественно-политической деятельности. Преодолев многие трудности, он сумел добиться после личной встречи с императрицей                                                                                                Екатериной II  принятия его депутатом знаменитой Уложенной комиссии 1767-1774 гг. Велик его вклад в историю самоуправления якутов.Книга посвящена первому депутату из якутов Софрону Сыранову(1719-нач.ХIХ), потомку якутского средневекового правителя Тыгына, его             
                          
 
            Соловьев, Н. Сахалар кинээстэрэ, кулубалара, суруксуттара / Н. Соловьев // Олуэнэ очуостара. – 1997. – Бала5ан ыйын 9 к. – С. 3.
            Борисов, А. Соппуруон Сыраанап, Дьокутаат / А. Борисов // Илин. – 1997. — № 1-2, — С. 18-19.
            Герасимов, Г. Дьокутаат Сыраанап / Г. Герасимов // Ханалас. – 2000. – Бала5ан ыйын 29 к.
Березкин, И. Г. Сахалар нуучча ыраахтааєытыгар сылдьыылара / И. Г. Березкин ; И. Пестряков уру»уйа. — Якуты на приеме у царя // Илгэ. — 2004. . — N 2. — С. 40-41.                                                    
            Попов, Г. Тойон ууьа Софрон Сыраанап / Г. Попов // Киин куорат. – 2005. – Ахсынньы 15 к. – С. 20-21.
            Яковлев, Э. Дьокутаат Соппуруон Сыраанап / Э. Яковлев // Саха ыала. – 2007. – Олунньу 2 к. – С. 7-8.
Дарбасов, Василий. Саха сирэ уонна Екатерина II : (Императрица Екатерина II т№р№№бјтэ 280 сылыгар) : / Василий Дарбасов. — // Ил Тјмэн. — 2009.- Бэс ыйын 11 кјнэ. — С. 7.
Багдарыын Сјлбэ (1928). Сыраан Айах Бэстирикиэп баай : [Софрон Сыранов ту»унан] / Багдарыын Сјлбэ. — О Софроне Сыранове // Саха сирэ. — 2010. — Балаєан ыйын 24 к. — С. 4.
 
 *   *    *
 
Герасимов, Г. Депутат Софрон Сыранов // Ленские маяки. – 1998. – 2 декабря.
Первым с наказами якутов ездил в Москву Софрон Сыранов. И было это в ХYIII веке : [Местное самоуправление: Взгляд в историю] // Якутия. — 1999. — 12 янв. — С. 2.
Сыранов Софрон – Энциклопедия Якутии. – Т.1 – М., 2000. – С.397-398.
 
Депутат Софрон Сыранов – Пестерев, В. История Якутии в лицах – Якутск , 2001. – С. 51 – 53.
Cофрон Сыранов // Хангаласский улус. —   С-П., 2005. — С. 34 – 36.
Иванов, Василий Николаевич (1935). Софрон Сыранов : [правнук Тыгына, князец  Кангаласского улуса] / В. Н. Иванов. — Библиогр. : с. 45 (25 назв.) // Якуты: легендарные и исторические личности. — Якутск, 2005. — С. 36- 45. [Софрон Сыранов уонна Сэ»эн Ардьакыап императрицаны Екатерина П кытта к№рсјјлэрин ту»унан]
 
Иванов, Айал. Тойоны, жившие ради интересов народа : [о якутских тойонах Мазары Бозекове, Софроне Сыранове, Сэсэне Аржакове] / Айал Иванов // Молодежь Якутии. — 2006. — 9 июня. — С. 8.
Борисов, А. А. Мазары Бозеков и Софрон Сыранов – первые якутские депутаты / А.Борисов // — Якутск, 2007. — С. 248 – 256.
          Заморщиков, И.П. Продолжатель великого имени Тыгына /И. Заморщиков // Ханалас. — 2018. — Бала5ан ыйын 11 к. — С.3 ; Хангалас. — 2018. — 18 сент. — С. 3.

Работа народного художника РС(Я) Слепцовой Людмилы Даниловны
Шадрин Илья Максимович
(1758-1826)
Илья Шадрин родился в 1758 году в Мальжегарском наслеге – Агдаакы, в многодетной семье. Его отец известен тем, что в свое время поддержал Сыранова, он вместе с ботурусским якутом Абрамом Саргыловым и чакырского рода Кыпчатын Логлоиным собрали «… к поднесению в подарок Екатерине II 6 лисиц буреинских»[1]. Примерно в 1780-1782 гг. он был избран головой Хангаласского улуса. Получив в детстве воспитание у русских,  Максим Шадрин уже в первой половине ХVIII в. был одним из первых грамотной головой Кангаласского улуса.
1758-1826 гг. Илья Максимович Шадрин староста 5 Мальжагарского наслега — один из видных общественных деятелей, внесших значительный вклад в становление самоуправления и православия в Якутии. Как один из образованных людей своего времени, он обосновал «Положение о сельском и иноверческом управлении», принятый в 1811 г. Илья Шадрин неоднократно выезжал в Санкт-Петербург(1786, 1797, 1812).
              На рубеже ХУШ-ХIХ вв., несмотря на свою молодость, князец И. Шадрин был одним из общепризнанных лидеров тойонской верхушки. 19 июля 1788 г. был награжден серебряной медалью за заслуги перед экспедицией Биллингса от Екатерины II..
С 1793 – 1796 гг. Илья Шадрин служил сельским заседателем 2-го Департамента Якутской верхней расправы.
В  1793 он получает Указ о его назначении наслежным князцом от Екатерины П. , а в 1797 года, по указу Павла 1 И.Шадрин остаётся на второй срок.
В 1797 г. получил Доверенность голов и князцов разных волостей о представлении в столице перед царем. И.Шадрин в этом же году командирован вместе с улусными головами А.Аржаковым и П.Слепцовым в Иркутск. 20 мая 1799 г. награжден золотой медалью на анненской ленте.
Об открытии школы был рассмотрен с прошением князца Кангаласского улуса Ильи Шадрина, ходатайствовавшего об учреждении в Якутске духовной школы. И 1 июля 1800г. вышел указ, а 1 января 1801 г. при Спасском монастыре была открыта духовная школа, « сообразно Иркуской для образования христианскому закону якутского юношества» и решил «для утверждения таможних народов в законе христианском… учредить школу, в которой преподавать русскую грамматику, чтение, писание, катехизис, священную историю и краткое нравственное наставление о должности верноподданного»..
А этой школе Илья Максимович стал попечителем и меценатом. Он был достаточно богатым человеком, чтобы содержать школу.
В 1808 г. в г.Иркутске доверенные, голова Намского улуса Жирков и Шадрин от имени тойонов всех улусов заключили с казною соглашение: перевозку казенных грузов по Якутско-Охотскому и другим трактам, обязуясь ежегодно держать наготове 10 тыс. лошадей.
1814-1822 гг. Илья Шадрин вкладывал средства и ходатайствовал о строительстве церквей, в частности, инициировал строительство Синской Воскресенской церкви .
Литература о жизни и деятельности

Статьи в книгах

Ханалас: историко-краевед.атлас / Ин-т гуманитарных исслед.; м-во охраны природы; Благотвор. Фонд «Ус тиит»; сост. Г.Е. Шадрина – Якутск: Кудук, 2000. – 130 с. –(Священные и памятные места). — Из содерж.: Илья Шадрин эбэтэр Долгуйбат Ылдьаа /Г.Е. Шадрина. – С.77-78 ; Ылдьаа тылбаасчыт буолуута – С.78-79 ; Ылдьаа кинээс буолуута ; Ылдьаа ыраахтааҕыны көрсө барыыта ; Ылдьаа Саадырын аба – С.79-80 ; Ылдьаа ойохтонуута – С.80-81 ; Ылдьаа Саха сирин ыраахтааҕыта – С. 81-82 ; Шадрин хомуґуннаах ойууна – С.82-83.

Соловьев, Н. Е. Төрөөбүт холумтаным / Н.Е. Соловьев. — Дьокуускай :Сахаполиграфиздат, 2004. — 261 с. – Иґинээ±ититтэн : Сибиири баґылааґыІІа Ылдьаа Шадрин іІіті – С. 175-184.

* * *

Сказание о земле Хангаласской / Администрация Хангалас. улуса, Упр. культуры и духов.развития, Хангалас. улус. краевед. музей им. Г.В. Ксенофонтова ; [сост. П. Н. Харитонов-Ойуку]. — Якутск : Якутский край, 2011. — 64 с.

С.16-17. Шадрин Илья Максимович (1761-1826).

Шадрина, Г. Е. Агдаакы : V Мальжагарский наслег / Г. Е.Шадрина, Ю. Е. Шадрина-Дьячкова ; [ред. совет.:к.э.н. Добрянцев А. А. (отв. ред.) и др.]. — Якутск : Адверти, 2016. — 447 с.

С. 246. Шадрин И.М. – князец V Мальжагарского наслега.

Педагогическая слава Хангаласского улуса / [Хангалас. рай. упр. образования ; сост.:Мартынова Е. А., Ефимова Л. И., Скрябина К. К. ; предисл. Е. М. Мартынова]. — Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2014. — 217 с.

С. 5. Шадрин Илья(князь Илья) 1801 открыл церковно-приходскую школу для детей при Спасском монастыре.

Сборник трудов Якутской духовной семинарии / Якут и Лен.епархия,Рус.Православ. церкви ; редкол. И.И. Юрганова (гл.ред.) и др.). – Якутск : Якутский край, 2014. –

Вып.3. – 2016. – Из содерж.: Шадрина, Г. Е. История Синской Воскресенской церкви. – С.38-51.

Статьи в периодических изданиях

Гордеев, Н. Д. Агдаакылар / Н.Д. Гордеев // Өлүөнэ очуостара. — 1991. — Тохсунньу 5 к.; 10 к. ; 12 к.

Соловьев, Н. Е. Сибиири баһылааһыҥҥа Ылдьаа Саадырын өҥөтө / Н. Соловьев // Хаҥалас. — 2002. – От ыйын 4 к.

Дьячкова, Ю. Е. Ылдьаа Саадырын оҕолоро – кадеттар / Ю. Дьячкова // Хаҥалас. — 2011. – Балаҕан ыйын 6 к.

Шадрина, Г. Е. Ылдьаа Саадырын уонна үс дьикти киһи туһунан / Г. Шадрина // Хаҥалас. — 2011. — Атырдьах ыйын 23 к.

Шадрина, Г. Е. Саха саарына Ылдьаа Саадырын / Г. Шадрина // Илин. — 2014. — № 3-4 . — С.11-22 ; Хаҥалас. — 2016 . – Кулун тутар 15 к.

Дьячкова, Ю. Е. Олох кэрдиис түгэнэ түргэнэ сүрдээх / Ю. Дьячкова // Ханалас. — 2016. – Ахсынньы 30 к.

Мордовская, Л. Д. Агдаакы баһылыга Ылдьаа Саадырын үс ыраахтааҕыны кытары көрсүүтэ / Л Мордовская // Ханалас. — 2017. – Кулун тутар 21 к.

Тогошиева(Тимофеева), К. А. Төрөөбүт түөлбэҕэ ытыктабыл туһунан / К.А. Тогошиева // Ханалас. — 2017. – Тохсунньу 31 к.

Аммосова, Л. Д. Ылдьаа Саадырыны үйэтитэн / Л. Аммосова // Хаҥалас . – 2018. – Ыам ыйын 29 к. ; Хангалас. – 2018. – 1 июня.

Аммосова, Л. Д. Ылдьаа Саадырын Саха сирин сайдыытыгар оруола / Л. Аммосова // Ханалас. — 2018. – Кулун тутар 6 к.

Горохов, А. А. Ылдьаа Саадырын мэтириэтэ / А. Горохов // Ханалас. — 2018. — Ыам ыйын 18 к.

Мордовская, Л. Д. Үйэлэри уҥуордаан / Л. Мордовская // Ханалас. — 2018. – Олунньу 13 к.

* * *

Заметка о первом якутском переводе Сокращенного Катихизиса и обучении якутов русской грамоте // Якутские епархиальные ведомости. — 1901. — № 1. — С. 11-12.

Юрганова, И. И. Спасский мужской монастырь / И. Юрганова // Якутский архив. — 2006 . — № 3 (22). — С. 111-122.

Борисов, А. А. Письма И. Шадрина / А. Борисов // Якутский архив. –2008. — С.70-81.

Шадрина, Г. Е. Илья Шадрин — один из просветителей якутского народа / Г. Шадрина // Якутский архив. – 2010. — №23. — С. 90-94 ; Хангалас. – 2011. — 22 февр.

Воеца, А. История духовного образования в России / А. Воеца // Илин. – 2011. — №1-2. – С.

Белоглазова, С. Б. История образования в Якутии в период первой четверти XIX в. / С. Белоглазова // Вестник ДВО РАН. — 2013. — №4. – С. 33.

Бойтунова, С. И. История распространения книги в Якутии (1638-1917гг.) / С. Бойтунова // Вестник АГИИК. — 2013. — № 1 (5). – С.34.

Ксения Авера Якутские князцы / К. Авера // Наше время. — 2015. — 10 июля.

Борисов, А. А. Об особенностях возникновения и функционирования ранней письменности у якутов (конец XVIII – первая половина XIX в.) / А. Борисов // Гуманитарные науки в Сибири. – 2016. – №3. — С.8.

Шадрина, Г. Е. Легендарный Илья Шадрин / Г. Шадрина // Якутия. — 2016. – 5 февр.

Борисов, А. А. О мальжегарском князце Илье Шадрине / А. Борисов // Хангалас. — 2017. – 21 марта.

Добрянцев, А. А. Республика отметит 260 лет со дня рождения Ильи Максимовича Шадрина / А. Добрянцев // Ил Тумэн. — 2017. – 10 февр.

Дьячкова, Ю. Е. Илья Шадрин у истоков народного образования Якутии / Ю. Дьячкова // Хаҥыл. — 2017. — №11. – С. 36.

Аммосова, Л. Д. Илья Шадрин и его роль в истории Якутии / Л. Аммосова // Хангалас. — 2018. – 13 марта.

Упоминается имя Шадрина И.М.

Кустуров, Д. В. Сэһэн Аржаков сахалар тустарынан былаана. / Д. Кустуров – Дьокуускай, 2001. — С.28,54,59,79, 89.

Апросимов, А.М. Саха улуустарын нэһилиэктэрин төрүччүтэ / А. М. Апросимов, Г. В. Попов — Дьокуускай, 2015. — С.20-21.

* * *

Исакович, Н. Ф.(Архиепископ Нил). Путевые записки / Н. Исакович – Ярославль, 1874. — Ч 1. — С.253-254.

Майнов, И. И. Зачатки народного образования в Якутской области / И. И. Майнов. О земледелии в Якутском округе : (критический очерк) / И. Майнов — Иркутск : тип. газ. «Восточное обозрение», 1897. – 24 см. Библиогр. в подстроч. примеч. — Отд. отт. Из журн.: Сибирский сборник. — 1897. — N 3. — С.174-229.

Якутские епархиальные ведомости — Якутск : Якутская областная типография.- 20 см — 1908. — № 7. — С. 100-107.

Майнов, И. И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области / И. И. Майнов. — Санкт-Петербург :Типография В. Ф. Киршбаума [Новоисаакиевская,20], 1912. — XVI, [4], 357, 29 с., 16 отд. ил. : табл. ; 23 см. — (Записки Императорского русского географического общества по отделению статистики / под ред. д. чл. В. В.Морачевского ; т. 12). — С.12.

Афанасьев-Алданский, В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В. Ф. Афанасьев ; ред. проф. Г. П.Башарин. — Якутск : Якутское кн. изд-во,1966. — 344, [1] с. — С. 344.

Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада : материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г. В. Ксенофонтов ; [отв. ред. акад. А. П. Окладников] ; Акад. наук СССР, Сиб.отд-ние, Якут. фил., Ин-т яз., лит. и истории. — Москва : Наука, 1977. — 245, [2] с. — С.114,164.

Яковлев, Е. Л. Хангаласцы от века к веку : очерки по древней истории Хангаласского улуса / Егор Яковлев ; [ред. совет.: Федоров В. И., к.и.н., пред.,Борисов А. А., к.и.н., Захаров В. П., к.и.н.]. — Якутск :Сахаполиграфиздат, 2000. — 204, [2] с. — С.126,140.

Башарин, Г. П. История аграрных отношений в Якутии : [в 2 т.] / Башарин Г. П. ; Ин-т гуманитар. исслед. акад. наук Респ. Саха (Якутия). — М. : Арт-флекс, 2003. — 27 с

Ч.1. — С.269 ; Ч.2. — С.113,173,392.

 

Явловский, П. П. Летопись города Якутска от основания до настоящего времени : [1632-1914] / П. П.Явловский ; [отв. ред.: О. С. Чернецов, Л. Н.Жукова]. — Якутск : Якутский край, 2002-2004. — Т. 2. — 2004. — 352 с. — С.7, 296.

Добрянцев, А. А. Кытыл Дьура : из истории V Мальжагарского наслега / А. А. Добрянцев, М. М. Лотов ; [ред.- сост. Аммосова (Мордовская) Л.Д.].- Якутск : Сахаполиграфиздат, 2005. — 327 с. — С.4-5.

Якуты: легендарные и исторические личности / Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманит.исслед. ; [сост. и авт. предисл. к. и. н. Е. П.Антонов ; отв. ред. д. и. н., проф. В. Н.Иванов ; фот. и репрод. А. И. Винокурова]. — Якутск : ИГИ АН РС(Я), 2005. — 251, [1] с. — С.41,46,51,55,61

Попов, Г. А. Сочинения / Г. А. Попов ; [сост. и отв. ред.: к. и. н. Л. Н. Жукова, к. и. н. Е. П. Антонов] — Якутск, 2005-. —

Т.2. Якутский край : пособие по краеведению ; научные статьи / сост. и отв. ред. Л.Н. Жукова, Е.П. Антонов ; Якут. гос. ун-т, Ин-т гуманит. исследований АН РС(Я) – Якутск, 2006. – 367 с. — С.351-353.

Т.3. История города Якутска : 1632-1917 : краткие очерки / сост. и отв. ред. Л.Н. Жукова, В.Г. Скрипин, Е.П. Антонов ; Якут. гос. ун-т – 2007. – 312 с. – С. 130-131.

Т.6. Национальное движение якутов до февральской революции 1917 г. : статьи / сост. Е.П.Антонов, Л.Н. Жукова, Л.Е. Винокурова, Э.М. Яковлев – Алаас, 2016. – 264 с. — С. 130-131, 245.

Борисов, А. А. Социальная история якутов в позднее Средневековье и Новое время : (опыт комплексного исследования) / А. А. Борисов ; отв. ред.д.ист.н. В. Н. Иванов ; Рос. акад. наук, Сиб.отд-ние, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера. — Новосибирск : Наука,2010. — 269, [3] с. — С.121-122, 242.

История Якутии в фондах федеральных архивов России : справочник / Департамент по арх. Делу Респ. Саха (Якутия), Нац. архив Русп. Саха (Якутия) ; [сост. А. А. Калашников]. — Изд. 2-е,доп. — Якутск : Медиа-холдинг «Якутия», 2012. — 327 с. — С.19-22, 54-56, 90-91.

            
                   
РЫКУНОВ НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ
– ПИСАРЬ СТЕПНОЙ ДУМЫ ЯКУТОВ
(1782-1834 гг.)
Первым из народа Саха получил образование на западе.
Главный родоначальник Степной думы (1833 г.)
 
Родился в 1782 году в I Мальжагарском наслеге в семье бедняка.
Рыкунов был сыном некрещенного якута по имени Бойдус. Однажды Бойдус с маленьким сыном рыбачил на реке, в местности «Таас Хоспох». В это время около них остановились русские-участники экспедиции, возвращающиеся на родину на лодке после окончания сезона. Познакомившись с Бойдуном, эти люди обратились к нему с предложением отдать им своего сына. Тот согласился отдать сына за чай, табак и одежду.
Николай Рыкунов первым из якутов получил образование на западе. В 30 лет вернулся на родину, где прославился как непревзойденный письмоводитель, защищающий интересы сородичей. В одно время он был старостой и в 1814 году его избрали головой Кангаласского улуса. Он был известным писарем своего времени, а также слыл хорошим оратором. Недаром русские писари называли его «велеречивым» письмоводителем.
Умер Николай Рыкунов в 1834 гг.                                         
 
 
            Соловьев, Н. Сахалар кинээстэрэ, кулубалара, суруксуттара / Н. Соловьев // Олуэнэ очуостара. – 1997. – Бала5ан ыйын 9 к. – С. 3.
         Петухова, И. Сэьэн Ардьыыкаптан салыллыбыт сырдык ыра // Илин. – 2007. — № 6. – С. 8.
         Гоголев, А. Аатырбыт сура5ырбыт 7 улуус мунньа5ын то5о тохтоппуттарай // Ил тумэн. — 2007. – Кулун тутар 30 к. – С. 1-2.
         Троев, Ф. Бэйэни салайыныы эйдэбулугэр сабыдыал // Ил Тумэн. – 2007. – Кулун тутар 30 к. – С. 6- 7.
                                                         *     *     *
Борисов А. А., Якутский реформатор Николай Рыкунов //Якутский архив.- 2006.                                  . — N 2 (21). — С. 42-45.
Писарь Степной Думы якутов Николай Рыкунов – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.329- 330.
 
 
 
 ГЕРМОГЕНОВ АЛЕКСАНДР НИКИФОРОВИЧ – ТАБЫСХААН КУЛУБА
(1837-1877 гг.)
Первый голова Западно – Кангаласского улуса (с 1860 г.)
 
 
Первый голова Западно-Кангаласского улуса. Он стал им в 1860 г. в свои 23 года. Был очень богатым и славился своим влиянием на городских чиновников. Имел кортик.
Гермогенов был неграмотным человеком, он отлично владел русским языком и любил придерживаться русских обычаев, предпочитая бывать в основном в их обществе.
Как явствует, А.Н. Гермогенов сыграл огромную роль в воспитании своего племенника К.Г. Неустроева-Урсика, сына родной сестры М.Н.Гермогеновой.
В.В.Никифоров-Кјлјмнјјр оказался свидетелем разорения А.Н.Гермогенова, когда его покинули все его многочисленные друзья, оставили умирать в одиночестве и бедности. Он поместил в газете “Якутская жизнь” свои воспоминания «Из недавнего прошлого» и привел слова главы А.Н.Гермогенова: «Я возмечтал так трудно достигаемую якутами правду и справедливость купить на деньги. Я убедился, что алчности их нет пределов и что они предупредительны и любезны только до тех пор, пока пользуются чужими услугами и рассчитывают на щедрые вознаграждения».
А.Н.Гермогенов имел три медали: на Станиславской ленте – за пожертвование на устройство в городе Якутске детского приюта 3100 рублей, на Владимирской ленте – за пожертвование Покровской церкви 1500 рублей, и медаль на Аннинской ленте.
 
Александр Никифорович  Гермогенов- Табысхаан кулуба – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.260- 263.
 
 
 
 Припузов Николай Прокопьевич
 (1855-1904 гг.)
 
 
 
Учитель-этнограф, голова Покровской волости приленских ямщиков. В феврале 1896 года он выехал в г.Москву по случаю коронации императора Николая II. В составе якутской делегации кроме него были купец 2-й гильдии П.И.Захаров, голова Восточно-Кангаласского улуса П.Ф.Лепчиков, голова Дюпсинского улуса П.А.Афанасьев и В.В.Никифоров-Кјлјмнјјр. В то время Н.П.Припузов был старостой 20-ти станций Иркутско-Якутского ямщицкого тракта.
16 июля 1898 г. в г. Москве он как голова Покровской волости принял участие на торжественном открытии памятника императору Александру II, от Якутской области также присутствовали Якутский городской голова Н.А.Преловский и инородец, голова Дюпсинского улуса М.А.Афанасьев.
 
 
Саввин Г., Дьаам сис ыала. [Дьаамнар кулубалара Н.П.Припузов] //Елј©нэ очуостара. — 1991.-Олунньу 28 к.-;
 
Николай Прокопьевич Припузов – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.330- 331.
 
 
 
слепцов Георгий николаевич
 
 Родственник К.Г.Неустроева– революционера-народовольца. Родился в 1854 г. в с. Сата Западно-Кангалсского улуса. Уроженец I Мальжагарского наслега, который в 1869 году вместе с ним поступил в Якутскую прогимназию и окончил ее в 1873 году, уехал учиться в Иркутск. Слепцов ездил с Петром Михайловичем Боппосовым – головой Западно-Кангаласского улуса на этнографическую выставку в Москву, затем поступил в Военно-Медицинскую Академию г. Санкт-Петербурга, закончил ее в 1882 г. В г. Иркутске жил вместе с К.Неустроевым и одновременно был арестован. Отправлен на родину. В 1890-е годы уедет из Якутской области в Россию, дослужится до чина полковника медицинской службы.
 
 Георгий Николаевич Слепцов – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.330- 331. 
              Слепцова Наталия.  Бастакы байыаннай быраас : [ сиэн балтын суруйуута] / Н. Слепцова // Саха сирэ. — 2020. — Тохсунньу 16 к. —  .С. 26-27.
 

 

 
 Боппосов Петр Михайлович
(1854-1887 гг.)
 
Князец, письмоводитель и голова улуса. Князец Жерского наслега Западно-Кангаласского улуса, староста Октемской Троицкой церкви, 1862 году награжден серебряным кортиком, 1871 году серебряной медалью на Станиславской ленте, 1876 г. серебряной медалью на Анненской ленте, золотыми часами с золотой цепочкой и с гербом, в 1884 г. золотой медалью на Станиславской ленте, 1864 г. Похвальным листом, 1874 г. грамотой аттестатом, 1885 г. второй Грамотой.
 
 
26 января 1876 г. в г. Якутск пришло предписание генерал-губернатора Восточной Сибири барона П.А.Фредерикса об отправке коренных жителей на 3-й Международный конгресс ориенталистов от Якутской области, а также характерных экспонатов для выставки. Собрание голов, старост и почетных инородцев Якутского округа избрало на этот конгресс старосту Жерского наслега Западно-Хангаласского улуса Боппосова Петра Михайловича. На дорожные и иные расходы представителей Якутии путем пожертвования было собрано 2945 рублей, из них 1000 руб. пожертвовал купец Восточно-Кангаласского улуса Ф.И.Лепчиков и 500 рублей – голова того же улуса Г.М.Соловьев.
15 августа 1876 г. делегации Бурятии и Якутии были приняты в Царском селе Государем Императором. Во время работы конгресса востоковеды интересовались вопросами о вере, происхождении, об образе жизни и занятиях якутов.
На выставке представлены комплекты женских и мужских национальных костюмов, украшения из серебра, всего 34 экспоната на сумму 808 руб. Экспонаты выставлялись на Московской антропологической выставке в 1879 г.
 
 
                                                               
            Герасимов, Г. Ыраахтаа5ыны кэрсубутэ / Г. Герасимов // Ханалас. – 2003. – От ыйын 12 к.
Петр Михайлович Боппосов – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.330- 331. 
Широких Алексей Дмитриевич (1884-1932)
Алексей Дмитриевич родился 2.02.1884 г. в Хахсытском наслеге Западно-Кангаласского улуса, в средне зажиточной семье.
Окончив курсы реального училища, стал учителем Октемского училища.
Первое в Западно-Кангаласском улусе учебное заведение с 3-годичным сроком обучения под названием «Инородческое одноклассное училище» было открыто в январе 1874 г. в Октемском наслеге. В 1902-1906 гг. он был директором Октемской школы, при нем в 1902 г. одноклассное училище было преобразовано в 2-хклассное с 5-летним сроком обучения.
В 1903 г. молодой учитель женился на дочери почетного гражданина В.Г. Неустроева – Зинаиде Васильевне, одногодке Алексея, она тоже была учительницей в этой школе. В те годы передовые взгляды молодого директора сыграли огромную роль в развитии образования в родном улусе.
7 июня 1915 г. Алексей Дмитриевич зачислен в штат Якутской областной управы на должность исполняющего делопроизодителя.
В 1917 г. – комиссар Якутского уезда. Деятель Якутского областного земства, соратник В.В.Никифорова. В годы советской власти работал в аппарате ЯЦИК и СНК. Заместитель председателя ЯЦИК I съезда.
С 1.01.1917- 05.10.1918 А.Д.Широких   — Председатель Якутской уездной Земской Управы.
23.02.1918  А.Д.Широких избран совещанием Земских Городских Самоуправлений и политических организаций членом областного Совет в качестве представителя Областного Земства.
С 01.01.1919 г. избран гласным Якутского Уездного Земства.
05.10.1919 г. Распоряжением МВД был назначен Якутским уездным комиссаром.
С июля 1923 г. по март 1924 г. – Нарком юстиции ЯАССР.
С марта 1924 г. – председатель Главсуда ЯАССР.
В декабре 1924 г. – заместитель председателя ЯЦИК.
Делегат I, II, IV, V Всеякутских съездов Советов. Член ЯЦИК I, II, III, IV, V съездов. Выдвинут в члены Совета Национальностей ЦИК СССР, делегат ХII Всероссийского съезда Советов.
Литература :
 Широких, А.  Вопросы совстроительства в Якутии / А. Широких // Автоном. стр-во. — 1923. — N 1. — С.2-6.
 *   *   *
Кириллин, И. А.Д.Широких туһунан / И.Кириллин  //ЕлүӨнэ очуостара. — 1998.- Ыам ыйын 21 к.
Федотов, П. Ґірэ±и тэрийээччилэртэн биирдэстэрэ / П. Федотов // Јлµінэ очуостара. – 1998. — атырдьах ыйын 19 к.
                Андросов, Г. Сырдатыллыбатах сындыыс / Г. Андросов //Саха сирэ. — 2009.-От ыйын 9 к. — С. 14.
              Андросов, Г. Ґйэрэри уІуордаан µірэх-билии аартыгынан / Г. Андросов // Саха сирэ. – 2010. – Сэтинньи 18 к. – С. 14-15.
                Андросов, Г. Г.  Сөрүөкэйэп аатын сөргүтүөххэ! / Г. Андросов  //Саха сирэ. — 2012.-Бэс ыйын 21 к. — С. 6.
     Харитонов П. – Ойуку.Јлбіідµйбэт албан ааттаах / П. Харитонов // ХаІалас. – 2014. – Олунньу 25 к.
              Петров, П. Сибиир областниктарын өйөөбүтэ.  / П. Петров //Хаҥалас. — 2014.-Муус устар 11 к. — -С.5.
                Харитонов, П. Н. Уон сэттис сыл уорҕатыгар / П. Харитонов //Саха сирэ. — 2014.-Муус устар 15 күнэ-С. 3.
Харитонов, П. Н.  Албан аата сүтүө суохтаах / П. Харитонов //Чолбон. — 2015.-N 4-С. 52-59.
            Ефремова, М. Тэхтурбут тэлкэлээх ыьыа5а : [А.Д. Широких 135 сылыгар]  // Ханалас. —  2019. — от ыйын 2 к.
 *     *    *
Наркомы-министры : [министры Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)] // Родной алас. — 2012. — 6 дек. — С. 2-3.(упоминается Широких А.Д.).
Макарова, А. Славный сын Хангаласской земли. [научная конференция, посвященная 130-летию общественного, политического и государственного деятеля А. Д. Широких]  / А. Макарова //Хангалас. — 2014.-25 апреля-C. 12.
Харитонов, П. Н. Либерал, земец, нарком…. / П. Харитонов //Полярная звезда. — 2014.-N 4-С. 33-37.

 

         
ПОПОВ ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ
                                     (1887-1942)
 
Родился в Октемском наслеге Западно-Кангаласского улуса в семье священникa. В совершенстве владел якутским языком. Хорошо знал жизнь, быт и обычаи якутов. Глубоко любил родной край.
Начальное образование получил в Абагинской начальной школе МНП. Затем учился в Якутске : в 1899-1905 гг. в духовном училище, в 1905-1911 гг. – в духовной семинарии. В 1913 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1917 г. со степенью кандидата богословия. В 1917-1927 гг. – преподаватель в различных средних школах и техникумах Якутска, в 1927-1928 гг.- заведующий научным отделом, затем инспектор научных учреждений Наркомпросздрава, в 1928 -1929 гг. — заведующий областным краеведческим музеем, затем заведует историческим отделом, в 1930-1933 гг.- архивист Центрального архивного управления ЯАССР, в 1933-1934 гг. — сотрудник Якутского отдела Арктического ин-та, в 1934-1935 гг. — научный сотрудник Якутского территориального управления ГУСМП, в 1936-1937 гг. — преподаватель Якутского педин-та, в 1937 г.- научный сотрудник ин-та языка и культуры при СНК Якутской АССР.
Незаконно репрессированный, умер в Караганде. Реабилитирован в 1956 г. Поповым опубликовано около 50 работ по истории и этнографии до советской Якутии.
 
Попов Г. А., «Прошло то время, когда о Севере приходилось трактовать как о неведомой земле» [докладная записка научного треста «Яксевморпуть» Г. А. Попова об экономическом состоянии и перспективах развития бассейна Индигирки //Якутский архив. — 2008.-N 2 (29)-С. 86-90;
                                                    *    *     *          
                  Герасимов, Г.М. Саха бастакы креведа / Г. Герасимов // Элуэнэ очуостара. – 1997. – Ыам ыйын 15 к.
                    Суорун Омоллоон, Григорий Андреевич Попов — инициатор исторического образования в Якутии. Из воспоминаний учеников Г.А.Попова, известных деятелей науки, культуры, и просвещения //Илин. — 1996.-N 1-2 — С. 38, 39;
          Жукова Л. Н., Якутское духовное училище на рубеже XIX-XX вв.. (воспоминание воспитанника училища) //На службе Богу и якутскому народу.- 2006.-С. 81-89-;
 
 

 КСЕНОФОНТОВ ВАСИЛИЙ НИКИФОРОВИЧ
(1859-1943 гг.)
Видный общественный деятель. Голова Западно — Кангаласского улуса, депутат Якутской городской думы. Отец братьев Ксенофонтовых
 
Уроженец Западно-Кангаласского улуса. Как человек грамотный и состоятельный пользовался большим авторитетом и избирался на разные выборные должности в улусной управе, в том числе на должность улусного головы.
У Василия Никифоровича и Екатерины Максимовны семья была большая. Чтобы дать детям образование, Василий Никифорович с семьей переехал в Якутск на постоянное жительство.
В городе Якутске он приобрел двор и поступил на службу в Якутскую агентуру Ленских приисков. На операциях по зимней доставке грузов и по скупке продуктов для приисков он очень скоро нажил капитал и сделался богатым человеком. Это позволило ему занять почетное место среди богатых людей города и оказывать на них определенное влияние.
            В.Н. Ксенофонтов в Якутске всегда бывал в гуще политических и общественных событий. Широкий по натуре и складу ума, добрый по отношению к окружающим, он снискал уважение в обществе, в том числе у губернатора и городского головы. Выходец из гущи простого народа, достигший высокого положения среди городского общества своими демократическими взглядами и идеалами, он в то же время был хорошим семьянином и отцом большого семейства. Вдвоем с женой вырастили шестерых сыновей и троих дочерей. Старший сын Гаврил окончил юридический факультет Томского университета, Павел – юридический факультет Московского университета, Константин – Иркутский учительский институт, Иван — Якутское реальное училище, Илья – учительский техникум. Ксенофонтовы всегда были чутки и отчывчивы к нуждам и бедам людей, многих поддерживали материально.
В.Н. Ксенофонтов прекрасно знал жизнь и быт своего народа, при этом правильно ценил фактор текущего времени и нарождающейся эпохи. Это видно и по тому значению, которое он придавал образованности своих сыновей. Он посвятил свою жизнь своему народу, и сыновья пошли по стопам отца. Он с молодых лет боролся за облегчение участи родного народа, за его просвещение. При этом он разделял взгляды передовых людей того времени, отстаивая выдвигаемые ими идеи. Состоял членом первой политической организации якутских инородцов «Союза якутов», боролся за земское самоуправление. В политических спорах отстаивал программу В. В. Никифорова.
            Жизнь В.Н. Ксенофонтова, как отца «буржуазных националистов», как зажиточного купца и улусного головы, в общественном сознании якутского народа долгое время была предана забвению. Он прожил долгую, но трагическую жизнь. Шестеро сыновей были репрессированы советской властью: Гавриил и Павел расстреляны, Константин умер в эмиграции, Аркадий умер в лагерях ГУЛАГА, Иван отбывал заключение на Беломорканале, Илья умер от рук ЧК. Такова трагическая судьба, выпавшая на долю одной семьи. Глава большой семьи в конце жизни написал на тисненой обложке семейного альбома : «В короткое время существовала счастливая семья гражданина Василия Никифоровича Ксенофонтова, после революции распалась», где он обозначил две части жизни своей семьи : дореволюционную – счастливую и постреволюционную – распалась, т.е. погибла семья.
            Умер В.Н. Ксенофонтов в 1943 году в городе Якутске на дачном месте Белое озеро.
 
           
 
Ксенофонтовтар дьиэ кэргэттэрэ // Кыым. – 1991. – Кулун тутар 29 к.
            Петухова, З Удьуордаан эьии / З. Петухова // Элуэнэ очуостара. – 1991. – Бала5ан ыйын 3 к.; Кыым. – 1991. – Муус устар 30 к.
Ойуку. Ксенофонтовтар дьиэ кэргэн угэстэрэ / П.Харитонов- Ойуку // Элуэнэ очуостара. – 1998. – Сэтинньи 3 к.
Герасимов, Г. Ксенофонтовтар дьиэлэрэ / Г. Герасимов // Элуэнэ очуостара. – 1999. – Алтынньы 7 к.
            Петров П. – Хардыы Дьокусскайга Ксенофонтовтар ааттарын кытары сибээстээх мэнэ тутуулар тустарынан / П. Петров // Илин. – 1999. — № « . С. 21-26.       
            Шишигина, Ульяна. Ытык дьиэ аьылынна : [атыыьыт, меценат В. Н
. Ксенофонтов олорбут дьиэтэ челугэр тј»эриллэн архитектура ¹йд¹бјнньјгэ
буолан арылынна] / Ульяна Шишигина // Кыым. — 2007. — Балаєан ыйын 13. — С. 3.
                                                    
                                                          *   *    *
 
            Соловьев, Н. Ксеофонтовы / Н. Соловьев // Ленские маяки. – 1992. – 23 сентября
            Платонов, И. Трагическая судьба семьи Ксенофонтовых / И. Платонов // Ленские маяки. – 1997. – 3 декабря.
            Ксенофонтов Василий Никифорович – Энциклопедия Якутии. – Т.1 – М., 2000. – С.341-342.
            Асекритова, Л. Возвращение имена / Л. Асекритова // Забота – Арчы. – 2003. – 11
 июня. – С. 6-7.
            Харитонов, П.Н. Василий Никифорович Ксенофонтов / П. Харитонов – Хангаласский улус — Якутск, 2007. – С.260- 263.
           
 
 
 

 
КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ НЕУСТРОЕВ -УРСИК
(1858-1883 гг.)
Первый ученый из народа Саха, кандидат естественных наук. Революционер-народоволец.       
Первый якутский революционер и ученый. Родился 15 мая 1858г. на втором году жизни которого мать родила… еще ребенка-дочь Марфу и от неблагополучных родов ее скончалась. Отец Гаврил Константинович Неустроев, упоминающийся как “обрусевший якут “, умер, когда Косте было 5 лет. Его воспитал упомянутый выше Гермогенов-Табысхаан Кулуба. Старшие братья Кости, Василий был письмоводителем в Октемском наслеге и учителем, Митрофан-народным учителем. Костя был весьма нервным и впечатлительным мальчиком, обнаруживал блестящие способности и был одним из первых учеников в школе и среди студентов Петербургского университета. В научном исследовании, изучении короткой героической жизни, революционной деятельности К.Г. Неустроева много сделала московская исследовательница истории политической ссылки в Якутии И.С.Клиорина (А.Малькова). Гениальный Л.Н.Толстой, узнав о казни первого якутского революционера К.Г.Неустроева, использовал некоторые факты его жизни при работе над образом центрального героя романа “Нет в мире виноватых”. Из предсмертного письма Урсика: ”Я был простой работник, но не изменил святыне знамени и верю ему, знаю: победоносно водрузиться оно! 8 октября 1883г.”

 

Поделиться: