Исторические личности

 154 Общее количество просмотров,  3 Просмотров сегодня

ОМОГОЙ БААЙ И ЭЛЛЭЙ БООТУР
 
            Предания о предках якутского народа по мнению ученого-фольклориста Г.У. Эргиса сходны по сюжету и характеру героев. Сюжет большинства этих преданий в основном сходится к следующему. Где-то на юге Сибири жил некий человек по имени Омогой племени Боотулу. По одним вариантам, из-за вражды с соседними племенами или возникших там опустошительных войн, по другим — из-за многолетней засухи, он с людьми и со скотом переселился на Среднюю Лену. Здесь стал родоначальником народа саха. Через некоторое время прибыл с юга Эллэй и поступил к нему в работники. Эллэй внес некоторые усовершенствования в хозяйство и быт Омогоя. Женился на одной из дочерей и оставил после себя большое потомство.
            Амстердамский бургомистр, географ и этнограф Н. Витсен в 1664 г. около четырех месяцев находился в Москве в свите голландского посланника Я. Бореля, где собрал богатую коллекцию разнообразного материала о Сибири и ее отдаленных окраинах, а также иностранных авторов того времени, пишет о происхождении, расселении, хозяйстве и обычаях якутов. По мнению Витсена, якуты южного происхождения, прародина их находилась где-то на западе, затем они переселились в Прибайкалье, а оттуда буряты вынудили их переселиться на Среднюю Лену. Последнее переселение якутов, полагал Витсен, произошло в 13-14 вв.
            В варианте, записанном в 1741 г., Я. Линденау, повествуется о том, что оба прародителя якутов жили и умерли в Прибайкалье. Потомки их, ослабленные борьбой с киргизами и монголами, при внуке Элляя Баджее переселились на Лену.
            Сказания о третьем легендарном прародителе Улуу Хоро противоречивы. По одним преданиям, он прибыл вместе с Омогоем, по другим — самостоятельно, несколько позднее, с юга из страны Хоро или с востока. Всего зафиксировано 35 вариантов преданий. Встречаются также предания, рассказывающие о том, что еще до переселения Омогоя и Элляя там жили скотоводческие племена ураангхай и кыргызы. Эти предания не получили широкого распространения. Кроме того, в нескольких вариантах записаны предания о встрече Элляя с тунгусами (эвенками) на Лене.
            Предполагают, что предки якутов, в седой древности, произошли от двух народностей, прибывших из юга Сибири. В старину сказывали предание : «У якутов одна ветвь – монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле Ураангхай». Это обосновывали так : на южной стороне знаменитого озера Байкал есть родина монгольского племени. При господстве тогда Чынгыс Хана вспыхнула битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взяв свои богатства двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал. Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. У него был сын по имени Эллэй.
После смерти царя монгольских племен Чынгыс Хана правил его сын Хаан Тойон. Вспыхивали великие битвы. Житель земли монголов по имени Омогой, монгол по крови, с семьей, скотом убежал на север. Он добрался с верховьев до устья реки Чара, где она впадает в Лену, обосновался там и разбогател.
Однажды царь Хаан Тойон вызвал к себе Элляя, когда тот жил еще со своим отцом Татааром Таймом, и сказал : «Ты, Эллэй, сын Татаара Таймы, удалой человек, там, где вы живете, на дне озера Байкала видна тень человека, напоминающая красивую женщину, Ты, удалой человек, своей хитростью достань ее для меня».
Эллэй вернулся домой и рассказал отцу. Он выслушав его сказал : «Царь Хаан Тойон дал задание для того, чтобы ты погиб и исчез. Это значит, что нам дальше не жить благополучно в этом краю, надо нам уйти». Дальше он рассказал о том, что он когда был молод скитался по углам севера Восточной Сибири и тогда мимоходом заехал в верховье одной благодатной реки. Там вкус земли был удивительно приятным и край был благодатным и люди, скрываясь от междоусобиц, убегали туда и больше не возвращались. Среди них был человек, которого звали Омогоем. Он также как и они убежал и обосновался на реке Лене. Отец сказал, чтоб Эллэй поехал туда. Согласившись с доводами отца, Эллэй покинул земли Ураангхай, где они жили и бежал на север. Отец велел сыну плыть до тех пор, пока не найдет место, где живут люди, пока не найдет Омогоя. Велел жениться на одной из его дочерей. По дороге схоронив отца, Эллэй все сделал так, как завещал он.
Заметив пришельца, Омогой собрал всех своих мужчин. Выслушав историю жизни Элляя и посоветовашись со своими, нанял его работником. В течение трех лет он был его слугой. Эллэй был не только хорошим работником, но и охотником. Омогой радовался его сноровке и дал ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур».
Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омогоя, в местности Ус Хатынг поставил берестяную большую урасу, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал : «Пусть это называется «могол ураса». Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.
Сыппай стала хорошей хозяйкой. Устроили тюсюлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омогой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Эллэем.
 От шести сыновей Элляя произовшли пять якутских улусов. Вот их имена : Намылга Силик-Благословитель. У него не было детей ; Хатан Хатамаллай – от него родился Хайыр Хангалас, ставший родоначальником Хангаласского улуса ; Хаарах Нал – от него родился Таатта, ставший родоначальником Ботурусского улуса ; Мэнгнээх Бэкичэл – от него родился Мэнгэ Уол, от которого пошел Мегинский улус ; Дьуон Дьаангы – от него родились Борогон и Охой, которые стали родоначальниками Борогонского и Дюпсинского улусов ; Лангха Силик – от него происходит Намский улус.
Так, все сыновья Элляя стали родоначальниками улусов. Сын Омогой Баайа — Аан Тайбыыр, а от его сына Баягантая Дархана происходят люди Баягантайского улуса.
           
Васильев, Юрий Иванович — Дьаргыстай?]. Эр соєотох Эллэй Боотур : [ДьиЅнээх олоро сылдьыбыт ки»и, истор. личность] // Сахаада. — 1991. — Бэс ыйын 5 к.;
Илин. — 1997. — N 1. — С. 12-14.
Васильев, В. Омо5ой кыыhа — саха бастакы айыыта; Айыы»ыт атаарыы // Илин. — 1997. — N 1. — С. 15-17.
            Дабыл. Дьура Хаан : [Эллэй Боотур т©рд©] // Саха сирэ.- 1997. — Бэс ыйын 21 к. — С. 3.
            Дабыл Эллэй Боотур : [ту»унан номох] / А. Павлов — Дабыл. — Легенда об Эллэй Боотуре // ¬рдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 46-47.
            Титова, Ньургустаана. Эллэй Боотур удьуордарабыт, Омоєой Баай cыдьааннарабыт, Тыгын Дархан сиэннэрэбит : [ХаЅалас улуу»ун Н№мјгјтјн ту»унан] / Ньургустаана Титова. — О Немюгинском наслеге Хангаласского улуса // ¬рдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 98-101.
                                           *     *     *
Омогой Баай и Эллэй Боотур – Пестерев, В. История Якутии в лицах – Якутск , 2001. – С. 7 – 11.                                  
Пестерев, В. Омогой Баай и Эллэй Боотур : [О предках якутского народа] // Моя республика. — 2002. — 27 июня. — С.24.
            Омоєой Баай уонна Эллэй Боотур : [номох]. — Предание об Омогой Бае и Эллэй Боотуре // Хатан.- 2008. — N 2. — C. 32-33.
            Руфов, И. "Давайте объявим Год Эллэя и Дыгына" : [из истории якутского народа о первопредках] / И. Руфов // Хангалас. — 2008. — 16 декабря. — С. 3.
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress Lessons
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности